1 (№№ 69–70) В.А. ЕМЕЛИН ПРОБЛЕМА УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ* Как справедливо отмечают редакторы во введении к аль манаху, проблема идентичности человека относится к числу одной из самых фундаментальных и знаковых философских проблем, занимает цен тральное место в системе социальногуманитарного знания [5]. <...> Но, тем не менее, данная проблема, несмотря на всю свою значимость для человека, длительное вре мя находилась на периферии философского дискурса. <...> Подобная ситуация могла бы сохраняться достаточно долго (мало ли есть вечных философских проблем), если бы обретение идентичности человеком не превратилось из сугубо спекулятивной и ме тафизической задачи философии в одну из самых жгучих актуальных социальных проблем, касающихся конкретного человека. <...> К сожалению, для нас, как обыденных людей, живущих в реальном мире, но к выгоде для философского теоретизирования, сложилась ситуация, когда «естествен ные» и автоматизированные механизмы идентификации начали давать сбои. <...> И вза мен ясной и понятной картины мира и методов интеграции в него, существовавших и в определенной степени работавших до второй половины ХХ в., мы столкнулись с тем, что традиционные устройства идентификации перестали адекватно функцио нировать. <...> Более того, взамен них появились новые, еще не вполне осмысленные, иногда пугающие, а зачастую и просто патологические формы самоидентификации, с проявлениями которых в виде вспышек радикализма, террористических актов и контркультурных и экстремистских движений мы сталкиваемся все чаще и чаще. <...> К сожалению, весь имеющийся арсенал осмысления философской проблемы идентичности не в полной мере может дать ответ на вызовы современного общества, и как справедливо отмечают почти все авторы альманаха, проблема идентичности ока залась лежащей на пересечении широкого спектра различных философских, культу рологических, антропологических и иных <...>