Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Россия и мусульманский мир (рус)  / №10 2016

ИРАН: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторМамедова
Страниц10
ID544939
АннотацияВзаимоотношения между светской и религиозной элитами являются важным фактором политического развития исламских государств. В Иране, где светские политики потеснили духовенство во всех сферах общественно-политической жизни со времени правления Реза-шаха, эти отношения отличались крайней напряженностью и противоречивостью. Духовенство, которое инициировало провозглашение Реза-хана шахом, рассчитывало, что будет оказывать сильное влияние на политику страны, так как в конце XIX – начале ХХ в. именно оно возглавляло практически все сколько-нибудь значимые общественные и протестные движения (например, восстание в Тебризе в 1920 г. под руководством шейха Хиябани).
Мамедова, Н. ИРАН: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ / Н. Мамедова // Россия и мусульманский мир (рус) .— 2016 .— №10 .— С. 88-97 .— URL: https://rucont.ru/efd/544939 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник (Институт востоковедения РАН) ИРАН: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ Ключевые слова: Иран, шиитское духовенство, структура власти, исламские фонды, кланово-бюрократическая экономика. <...> Взаимоотношения между светской и религиозной элитами являются важным фактором политического развития исламских государств. <...> В Иране, где светские политики потеснили духовенство во всех сферах общественно-политической жизни со времени правления Реза-шаха, эти отношения отличались крайней напряженностью и противоречивостью. <...> Духовенство, которое инициировало провозглашение Реза-хана шахом, рассчитывало, что будет оказывать сильное влияние на политику страны, так как в конце XIX – начале ХХ в. именно оно возглавляло практически все сколько-нибудь значимые общественные и протестные движения (например, восстание в Тебризе в 1920 г. под руководством шейха Хиябани). <...> Даже начало войн, в частности с Россией в 1826– 1928 гг., требовало издания высшим шиитским духовенством (аятоллой) соответствующих фетв, т.е. религиозного обоснования. <...> Практика иджтихада (выработки правовых норм на основании толкования Корана и Сунны) в шиизме никогда не прерывалась, при этом значительную роль в структуре власти в Иране и в шиитских общинах других стран играли моджахеды, наделенные правом толкования исламских норм и имевшие высокий статус – марджа ат-таклид (образец для подражания). <...> В виде вакфов (собственности, 88 передававшейся частными лицами на благотворительные цели) им жертвовалось имущество, выплачивался хумс (налог на доход). <...> В отличие от суннитского духовенства шиитское обладало правом в отсутствие 13-го имама определять, соответствует ли политика шахской власти интересам уммы (мусульманской общины), т.е. ставить вопрос о легитимности шахской власти. <...> Это также усиливало общественную значимость шиитского духовенства. <...> После военного переворота 1921 г., обеспечившего <...>