ЭТА ТАЙНА – МЫ Все размышления о человеке как таковом, о людях в их большинстве или меньшинстве, о человечестве в целом и о его судьбе неизбежно и постоянно выливаются в мысли о таинственности человеческого образа и загадочности судьбы самого человечества. <...> Слова Канта о звездном небе и нравственном законе – лишь малая толика того, что можно сказать о человеке и его месте в мире. <...> Возникает вопрос, почему Канта не изумляли безнравственные поступки, о которых он наверняка узнавал, хотя и вел весьма замкнутую жизнь. <...> Возможно, он считал зло неизбежным и неизбывным элементом человеческой природы, и с этой точки зрения нравственный закон действительно казался ему чудом, неразрешимой загадкой, прекрасной тайной. <...> О таинственности человеческого существа писал Мигель де Унамуно, когда размышлял о соотношении конечности человека и бесконечности мира. <...> Но в отличие от Канта Унамуно считал человека способным любить ближнего и испытывать сострадание. <...> Наряду с внешним, феноменальным миром Унамуно полагал существование иного, глубинного мира, но не мира кантовской «вещи в себе», а таинственного и загадочного субстанциального мира человеческого духа. <...> Жизнь человека он рассматривает как безысходную драму, которая разыгрывается между конечностью индивидуального бытия человека и жаждой бессмертия, или «жаждой Бога». <...> Наиболее реальным проявлением жизни он считал жизнь духовную. <...> Об этом же писал и Н.А. Бердяев: «Человек живет в природном мире и должен определять свое отношение к нему. <...> Но тайна человека в том, что он не только природное существо и не объясним из природы. <...> Человек есть также личность, т.е. духовное существо, несущее в себе образ божест29 И.И. Ремезова венного… Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. <...> В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего чем человек, и в этом достоинство человека. <...> Соотношение сознания и телесности создает поле <...>