№ 4 УДК 621.436 В. И. Одинцов, Д. Ю. Глазков ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДВС ПУТЕМ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПРОДУКТОВ НЕПОЛНОГО СГОРАНИЯ ТОПЛИВА С целью установления закономерностей изменения удельного выброса углерода с отработавшими газами проведены эксперименты на двигателях типа 1 Ч 17,5/24 (1 NVD-24) и 6 ЧН 12,8/15,5 (MAN D 2866), а также выполнен анализ экспериментальных данных двигателя 8 Ч 12/12 (КамАЗ 740.10). <...> Результаты экспериментов обработаны относительно индикаторной мощности и комплекса показателей процесса сгорания ВСD, учитывающих влияние диаметра и количества сопловых отверстий, давления топливоподачи, свойств топлива, коэффициента избытка воздуха, параметров состояния рабочего тела в цилиндре дизеля. <...> Установлено, что выбросы углерода с отработавшими газами в функции от индикаторной мощности линейно снижаются с ростом нагрузки во всем диапазоне, если струи топлива не попадают на холодные стенки камеры сгорания. <...> При попадании топлива на стенки камеры сгорания удельные выбросы углерода растут также по закону, близкому к линейному. <...> На основе результатов исследования внесено предложение при разработке новых двигателей и модернизации существующих давление впрыска и параметры распылителей подбирать таким образом, чтобы на режимах наибольшей топливоподачи исключить попадание топливных струй на холодные стенки камеры сгорания. <...> Ключевые слова: процессы смесеобразования и сгорания, топливные струи, содержание углерода в отработавших газах, характеристики смесеобразования и сгорания, удельный выброс углерода. <...> Введение Известно, что основными категориями опасностей при эксплуатации судовых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) рыбопромыслового флота являются перегрузка цилиндров по среднему индикаторному давлению, превышение тепловых нагрузок деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) из-за снижения коэффициента избытка воздуха при сгорании, обусловленного износом <...>