Денисова И.Н. канд. экон. наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли Российского университета кооперации, г. Москва zubchik07@mail.ru кооперация и региональный бизнес-кластер построение бизнес-кластера региона на основе системы потребительской кооперации Аннотация Статья посвящена актуальным проблемам построения конкурентоспособного кластера на основе организаций системы потребительской кооперации как системообразующего элемента в парадигме устойчивого социально-экономического развития региона. <...> Ключевые слова: глобализация, потребительская кооперация, кластерный подход М асштабные преобразования в России на протяжении двух последних десятилетий сопровождаются усилением роли организаций системы потребительской кооперации в решении экономических и социальных проблем сельских территорий. <...> Действительно, хозяйственная деятельность потребительской кооперации как многоотраслевой системы включает всю технологическую цепочку «от поля до магазина» – сельскохозяйственное производство, закупочную деятельность различной продукции и изделий личных подсобных хозяйств и промыслов, торговлю продовольственными товарами, общественное питание. <...> Социальная миссия организаций потребкооперации, ориентированная на повышение жизненного уровня сельских жителей и снижение социальной напряженности в обществе, связана: – с доставкой товаров в отдаленные населенные пункты; – содержанием планово-убыточных магазинов; – продажей товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации; – оказанием помощи в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах образовательной системы потребительской кооперации; – обслуживанием бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.); – организацией школьного питания; – предоставлением товарного кредита населению и пр. <...> Реализация всего комплекса социально-экономических функций в сложных региональная экономика <...>