Валерий Шамбаров Общины и народы Принято говорить, что человек — существо общественное. <...> Но слово «общественность» приобрело сейчас неоднозначный смысл, поэтому лучше сказать — общинное. <...> Община поддерживала, защищала, кормила, и сам человек осознавал себя лишь частичкой общины. <...> Без всякого контроля сдавал в общий котел всю добытую им дичь, рыбу, совместными трудами возделывались поля, огороды. <...> Каждый член общины без колебаний готов был пожертвовать собой при столкновении с врагами, стихийных бедствиях — ради всех. <...> В последующие времена любое село и деревня тоже жили общинами — поддержкой друг друга, взаимовыручкой, совместной работой. <...> Престольные праздники этих храмов считались праздниками всей общины. <...> Решали вопросы на сходах, выбирали старост, создавали общую казну. <...> А по важным делам созывалось вече — собрание всех городских общин или их представителей. <...> Существовали слободы и сотни обельные — они принадлежали боярам, монастырям, платили им оброк и «обелялись» от государственных налогов. <...> При династии Комнинов она свернула на западный путь развития, запустила иностранных купцов, отдавала налоги на откуп. <...> Жители обнищавшей провинции перетекали на заработки в богатый Константинополь, развращались. <...> При династии Ангелов настал полный беспредел, в столице верховодили криминальные группировки. <...> В результате в 1204 г. горстка крестоносцев, всего 10 тыс., шутя, без боя, захватила Константинополь с полумиллионным населением! <...> Но в восточных районах империи, в Малой Азии, прочные общины уцелели. <...> Туда приехал молодой император Феодор Ласкарь, сбежавший из столицы. <...> Она громила всех врагов, прогнала и крестоносцев, и разбойничавших соседей, не пустила на свою территорию даже татаро-монгольские полчища. <...> Но аристократам и олигархам народная монархия Ласкарей очень не нравилась. <...> Последнего царя из этой династии, малолетнего Иоанна, ослепили и заточили, возвели на престол Михаила Палеолога. <...> Восточные общины <...>