Часть 3 Взгляд старого книжника на русского книготорговца К ниготорговец российский — самая, пожалуй, таинственная фигура в книжном бизнесе и вообще в российском обществе. <...> Мы знаем о них даже меньше, чем о российских шпионах, периодически рекламируемых иностранными, а порой и русскими СМИ, а о том, как изданная в России книга всетаки доходит до читателя, имеем такое же представление, какое физики имеют о постоянной Планка. <...> Пользуемся, но не понимаем, почему книга, которая может стоить гроши, как некогда в СССР, достается нам ценой излишних усилий и по цене астрономической. <...> И речь тут идет не только о настоящей художественно безупречной книге, но даже и о любой псевдодетективной ныне модной среди нечитателей (см. первую часть статьи) и недочитателей лабуде, называемой полицейскими романами, выпускаемой на самом деле много бо́льшими тиражами, чем отмечается в выходных данных, то есть по себестоимости копеечной и при экономии издателями на налогах. <...> Книготорговец — это фигура на книжном рынке самая главная. <...> Книготорговцы в подавляющем числе своем книг не читают, не издают, не редактируют, но получают основную прибыль от реализации оных среди населения. <...> Книготорговец еще в большей степени, чем издатель, уверен, что твердо и правильно знает, что именно хочет и может понять из написанного современОбщероссийский молодёжный журнал ЛИТЕРАТУРА 43 ными литераторами современный книгопокупатель. <...> Пример тому недавний — завал порнографической и рекламирующей уголовный быт псевдодетективной литературой всех книготорговых площадок России в период ельцинского беспредела, сделавший книготорговцев не только одними из богатейших людей страны, но и вызвавший массовое отвращение к светской книге у большинства православных христиан и мусульман — фактически основных покупателей книг догорбачевского периода. <...> Постсоветская действительность вернула показушников на место: в течение пяти лет все перестроечникиболтуны <...>