Странствие великой мечты Геннадий Гусев В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. <...> Слышалось уже грозное клокотанье надвигающейся народной бури. <...> Предстояло проверить в пламени сражений жизнестойкость и реальную пригодность для борьбы за будущее всех и всяческих теоретических разновидностей социализма и коммунизма. <...> Что можно было противопоставить этой стихии мелкобуржуазных иллюзий? <...> Что выдвинуть против организованной машины реакционных государств? <...> Начался долгий, все обостряющийся и углубляющийся процесс разложения нравственности, растления человеческих душ, началось культивирование (и средствами искусства тоже!) безудержного эгоизма, бездуховности, цинизма, бессердечия и насилия. <...> Но, к чести подлинной литературы и искусства, не все служители муз покинули поэтический Олимп и помчались на поклон Маммоне. <...> Совесть, душу подлинного искусства и теперь олицетворяли непокорившиеся прозаики, поэты, композиторы, художники, исповедующие демократическо-гуманистические взгляды; творцы, искусство которых корнями своими уходило в плодородные пласты народной психологии и морали. <...> Они становились союзниками пролетариата и его партий в борьбе против неправедного общественного устройства. <...> Гуманизм многих субъективно честных мастеров литературы и искусства был по ЛИТЕРАТУРА 35 ПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ преимуществу гуманизмом буржуазным — с его признанием абсолютной свободы изолированного индивида, с его скрытым или явным недоверием к простонародью, «толпе», «обывателям» и т.п. <...> Тут возникает сложный вопрос, который может быть сформулирован так: а не появится ли у того или иного художника соблазн (и желание) укрыться от грохота мирских бурь в утопическом царстве грез, чтобы там, в мире теней, «свободно» ткать призрачную паутину субъективных фантазий <...>