Материал подготовила Татьяна Жарикова Великая русская дорога Часть 4. <...> Начало — в №№ 14–16, 2014 г. На Бурятском участке БАМа всё приходилось возводить с повышенным запасом прочности. <...> Бурятские километры магистрали наиболее удалены от разных центров, действующих железных дорог и баз снабжения П 40 ричудливо изрезаны скалы в предгорьях Северо-Муйского хребта. <...> Они похожи на фантастических зверей, птиц, башни, гигантские лица и фигуры людей. <...> А одна скала — её видно с железной дороги, у самого въезда в тоннель с северной стороны — точно памятник Чапаеву. <...> На границе между тайгой и горной тундрой склоны Северо-Муйского хребта затянуты массивами вечнозелёного хвойного кустарника. <...> У бурятов есть красивая легенда о чудо-богатыре Эрдени, вызвавшем ради спасения своей земли на поединок самого бога, за что и превратил его бог в кедровый стланик. <...> Стлаником укрыты, как надёжным НАША МОЛОДЁЖЬ № 17(83), 1–15 сентября 2014 вечнозелёным покрывалом, не только склоны Северо-Муйского хребта, но и все горы от Лены до Амура — на тех бесплодных и каменных высотах, где уже не в силах расти обычный лес. <...> Стланик кедровый даёт прокорм и крышу лесному зверю — соболю, горностаю. <...> Стланик спасает склоны от разрушительной эрозии и появления так называемых www.nasha-molodezh.ru САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ В МИРЕ «лунных ландшафтов». <...> Учёные-лесоводы утверждают, что выгоревшие в зоне БАМа массивы стланика смогут восстановиться через сотню лет. <...> У въезда в Северомуйск стоит на скале в окружении сосен гусеничный вездеход из тех, которые в бамовском обиходе называют сокращенно «гэтэтэ». <...> Это он весь свой короткий железный век поработал на самом трудном — Бурятском участке БАМа. <...> Каких только препятствий не выставила природа на трассе БАМа: и горы до неба, и температурные перепады от мертвящих холодов к испепеляющей жаре, и буйные при любой погоде реки, мерзлота, наледи, бездонные болота, даже настоящая песчаная пустыня в Чарской долине. <...> Но на всём БайкалоАмурском <...>