Школа нашего времени Отрывок из мемуаров «Вот и все… я пишу вам с вокзала» Рауль Мир-Хайдаров «Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости». <...> Отто фон Бисмарк Я пошел в школу в 1949 г. в маленьком райцентре Мартук, в Казахстане. <...> У нас, в первом «А», одиннадцать мальчиков и девочек ни слова не знали по-русски, среди них был и я. <...> В селе жило много представителей репрессированных народов: чеченцев, ингушей, немцев, калмыков. <...> Наша любимая первая учительница (молодая, только что после педагогического училища) Зоя Григорьевна Валянская не роптала, не требовала, чтобы нас перевели в казахскую школу. <...> Чтобы научить нас говорить по-русски, учиться по-русски, она быстро освоила сама и казахский, и татарский, и даже частично чеченский языки. <...> Уже во втором классе я стал отличником — такая была школа, такие учителя. <...> Хочу отметить, что в те тяжелейшие послевоенные годы ученики получали книги в школе бесплатно. <...> И запах ухоженной школы остался у меня в памяти на всю жизнь. <...> Никак не обойти положение учителей в обществе — понятно, что сегодня они, с их унизительной зарплатой — никто, оставлены один на один с озлобленным населением. <...> Учителя уже не понимают, чего хочет от них власть: ЕГЭ — пожалуйста, сто баллов — да хоть двести. <...> К школьным учителям у меня нет сегодня претензий, 42 ныне все проблемы исходят из безумного количества вузов, из беспринципности вузовских преподавателей, они в обществе вызывают неприятие, ненависть, наравне с банкирами — любимыми детьми власти. <...> Учителя и врачи, с царских времен, считались интеллигенцией, и их заработок, опять же с царских времен, не шел в сравнение с заработками чиновников и администрации, паразитами нашего времени. <...> Учителя и врачи в Мартуке жили в достатке, не сравнимом с односельчанами, у них был непререкаемый авторитет среди жителей. <...> Надо отметить, что в те давние годы, начиная с четвертого <...>