Алексей БУСЫГИН Словосочетание «автомобиль с паровым двигателем» обычно вызывает в воображении образ древнего сухопутного дредноута, напоминающего первые паровозы XIX века. <...> Гораздо менее известны паровые автомобили первой половины ХХ века — элегантные лимузины, бесшумно разгонявшиеся до 140 км/ч без сцепления, коробки передач и даже трансмиссии. <...> Кранку элегантный фаэтон Doble Model E, выпущенный в начале 20-х годов прошлого века, с виду ничем не отличается от типичных автомобилей того времени. <...> Автомобиль, как старый разбуженный пес, устало вздыхает и ворчит, но менее чем через минуту успокаивается и затихает. <...> Однако это обманчивое спокойствие — двигатель разогрет, Кранк открывает расположенный на руле дроссель и под шелест покрышек срывает Doble E с места. <...> Проходит чуть более 10 секунд — и уже набрана крейсерская скорость в 130 км/ч. <...> Необыкновенная плавность хода и стремительность достигаются присущим паровым двигателям постоянным моментом на всех оборотах, кроме того, фактически отсутствует и трансмиссия: ведущий задний мост сконструирован как часть парового механизма. <...> В результате двигатель обеспечивает скорость 140 км/ч всего при 1 350 оборотах в минуту. <...> Веселый шофер Лимузин Doble Model E Абнера Добля стал вершиной паровой технологии в автомобилестроении по крайней мере для серийных моделей. <...> Затем паровой двигатель был прочно забыт, скорее, правда, по маркетинговым причинам, и наступила безраздельная эпоха владычества привычного для нас двигателя внутреннего сгорания. <...> В наследство от тех времен до нас дошло слово «шофер», что в переводе с французского (schauffeur) означает «кочегар», и такая не теряющая актуальности деталь, как зеркало заднего вида. <...> Если давление в котле превышало установленный уровень, трубка лопалась, извергая струю кипящей воды. <...> В этом случае «schauffeur» 117 КУЗОВ 2009 вынужден был гасить горелку, ждать, пока двигатель остынет, вставлять новую трубку, доливать в котел воды и вновь «раскочегаривать <...>