Костриченко Авианосец «Варяг» Долгий путь от «Риги» до «Ши Лана» му авианесущему крейсеру «Варяг» – кораблю, так и не вступившему в состав советского или российского флота. <...> Именно в фотографиях наиболее ярко отразилась трагическая судьба авианосца «Варяг». <...> Все фотографии, кроме главы «В Китае», – из собрания Анатолия Одайника, а также из архива Черноморского судостроительного завода. <...> © ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2011 На 1-й стр. обложки: Недостроенный «Варяг» уводят в Китай «Морская коллекция» ¹ 8’2011 1 При подготовке раздела «В Китае» использованы материалы печатных СМИ, а также Интернета. <...> Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» // «Гангут», Вып. <...> В их числе – тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг». <...> «Варяг», как и однотипный с ним ТАВКР «Адмирал В флота Советского Союза Кузнецов», представлял собой колоссальную военную машину в 27 этажей, на которых располагались 3857 помещений, в том числе: 387 кают четырёх классов, 134 кубрика, 445 тамбуров, 370 вентиляторных, 120 кладовых, 50 душевых и 6 столовых. <...> Длина трубопроводов хозяйственного и производственного назначения измерялась многими километрами, а использованного при постройке кабеАВИАНЕСУЩЕГО КОРАБЛЯ НА ЧСЗ СТРОИТЕЛЬСТВО ШЕСТОГО В январе 1984 г. ВМФ СССР выдал заказ на строительство второго корабля проекта 1143.5 (заводской № 106). <...> Черноморский судостроительный завод сумел своевременно заказать и получить крупное оборудование, и в том числе, турбозубчатые агрегаты Кировского завода. <...> Черноморские судостроители своевременно изготовили и все свои восемь котлов КВГ-4, что позволило смонтировать котлы, турбины и другое оборудование на днищевых секциях, заложенных на предстапельной плите. <...> Важнейшая характеристика авианесущего корабля – площадь полётноё палубы - равнялась14 700 м2. <...> Если в каждом помещении авианосца пробыть всего лишь по одной минуте, то на осмотр «Варяга» понадобилось бы 25 суток! <...> К сожалению, судьба <...>
Морская_коллекция_№8_2011.pdf
От авторов
Представляемая читателям монография посвящена тяжёлоПриложение
к журналу
«МОДЕЛИСТКОНСТРУКТОР»
А.Н. Одайник
В.В. Костриченко
Авианосец
«Варяг»
Долгий путь от «Риги» до «Ши Лана»
му авианесущему крейсеру «Варяг» – кораблю, так и не вступившему
в состав советского или российского флота. Авторы
не ставили своей целью дать исчерпывающую техническую
информацию о недостроенном авианосце. Здесь многое всё
ещё остаётся секретным и пока не подлежит опубликованию.
Однако при написании работы хотелось донести до читателей
наиболее важные и интересные моменты биографии и технических
характеристик корабля, а также проиллюстрировать
короткую судьбу «Варяга» максимально возможным количеством
редких фотографий. Именно в фотографиях наиболее
ярко отразилась трагическая судьба авианосца «Варяг». Все
фотографии, кроме главы «В Китае», – из собрания Анатолия
Одайника, а также из архива Черноморского судостроительного
завода.
Авторы выражают глубокую признательность В.В. Бабичу,
А.И Середину, В.Д. Безвиконному и А.Г. Сацкому , без помощи
которых выход этого труда был бы невозможен, а также
ГП «Дельта Лоцман».
Список литературы
1. Бабич В.В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах.
Николаев, 2003.
8 (143)•2011 г.
2. Балакин С.А. Авианосцы мира 1945 – 1991 // «Наваль коллекция»
№8/2002.
3. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Справочник. М., 2002.
4. Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем
столетии своей истории. СПб., 1995.
5. История отечественного судостроения. Т.5. / под ред. СпасскоЖур
нал за ре ги с т ри ро ван в Ми ни с тер ст ве Рос сий ской
Фе де ра ции по де лам пе ча ти, те ле ра ди о ве ща ния и средств
мас со вых ком му ни ка ций.
Рег. свидетельство ПИ № 77-12434
Издаётся с января 1995 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ — ЗАО «Редакция журнала
«Моделист-конструктор»
Главный редактор А.С.РАГУЗИН
Выпускающий редактор Б.В.СОЛОМОНОВ
Литературный редактор Л.А.СТОРЧЕВАЯ
Корректор Н.А.ПАХМУРИНА
Компьютерная вёрстка: А.Ю.ДИДЕНКО
4-я страница обложки: А.Ю.ДИДЕНКО
127015, Москва, А15, ул. Новодмитровская, д.5а,
«Моделистконструктор»
7873552, 7873553
www.modelistkonstruktor.ru
Подп. к печ. 6.07.2011. Формат 60х90 1/8. Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная. Усл. печ.л.4. Усл. кр.отт. 10,5. Уч.изд. л. 6.
Заказ № 1081. Тираж 1550 экз.
Отпечатано в филиале ГУП МО «КТ» «Воскресенская типография»,
Адрес: Московская обл., г.Воскресенск, ул. Вокзальная, д.30
За доставку журнала несут ответственность предприятия связи.
Редакция внимательно знакомится со всеми поступающими письмами и
материалами, но, к сожалению, не всегда имеет возможность ответить
их авторам.
Авторы материалов несут ответственность за точность приведённых
фактов, а также за использование сведений, не подлежащих публикации
в открытой печати.
Ответственность перед заинтересованными сторонами за соблюдение их
авторских прав несут авторы.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
Перепечатка в любом виде, полностью или частями, запрещена.
© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2011
На 1-й стр. обложки: Недостроенный «Варяг» уводят в Китай
«Ìîðñêàÿ коллекция» ¹ 8’2011
1
При подготовке раздела «В Китае» использованы материалы
печатных СМИ, а также Интернета.
Редакция благодарит А.Е. Волкова за помощь в подготовке главы
«В Китае».
го И.Д. и др. СПб., 1996.
6. Костев Г.Г. Военно-морской флот страны (1945 – 1995). Взлёты
и падения. СПб., 1999.
7. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945 –
1991. СПб., 1996.
8. Макаров Ю.И. Авианосец. М., 1999.
9. Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов» // «Гангут», Вып.11. СПб.,1996.
10. Морозов М.Э. Палубные самолёты 1917 – 2000 // «Наваль
коллекция», М., 2001.
11. Павлов А.С. Военные корабли СССР и России 1945 – 1995 гг.
Справочник. Якутск, 1994.
12. Павлов А.С. Длинная рука адмирала Горшкова. Якутск,
2000.
13. Понятов В. Наследники адмирала Ши Лана или океанские
амбиции Красного дракона // «Арсенал» №2/2009.
14. Сборник международных соглашений и законодательных
актов СССР по вопросам мореплавания. М.,1967.
15. Хмельнов И.Н. Российский флот. Доблесть и нищета. Записки
адмирала. М., 2003.
16. Широкорад А. Ракетная техника отечественного ВМФ // «Техника
и вооружение» №11-12/1997.
17. Шлемов Ф.С. Записки корабельного инженера СПМБМ «Малахит».
СПб.,1997.
Стр.3