ЖИЗНЬ ЛЮБОГО МУЗЕЯ ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ И НЕЗАПЛАНИРОВАННЫХ СОБЫТИЙ. <...> НЕ РАЗ И НЕ ДВА ВОЗНИКАЛИ ИЗ НЕБЫТИЯ ПРОШЛОГО ПАМЯТНЫЕ ПОДАРКИ ЖИВУЩИМ И ДЕЙСТВУЮЩИМ НЫНЕ РОССИЙСКИМ СОВРЕМЕННИКАМ. <...> ЭТО МОЖНО БЕЗ ВСЯКОГО ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ ОТНЕСТИ К ОСТРОЖСКОЙ БИБЛИИ, СОХРАНЕННОЙ КЕМ-ТО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПОСЛЕ РАССТРЕЛА СЕМЬИ ПОСЛЕДНЕГО РОМАНОВА. <...> СКОРЕЕ ВСЕГО ЭТУ КНИГУ ДЕРЖАЛИ В РУКАХ ВСЕ ЧЛЕНЫ СЕМЕЙСТВА ПОСЛЕДНЕГО РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА. <...> В ВОСПОМИНАНИЯХ ОБ ЭТОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ СОБЫТИИ ОБЫЧНО ПИШУТ О БРИЛЛИАНТАХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ У ЧЛЕНОВ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ, НО НИКТО НЕ СЛЫШАЛ, ЧТО ОНИ НЕ ЗАБЫЛИ ВЗЯТЬ С СОБОЙ ДОРОГУЮ ДЛЯ НИХ КНИГУ, СВЯЗЫВАЮЩУЮ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ И РОМАНОВЫХ, – РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ. <...> В.Л. ЕГОРОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК (первая публикация: журнал «Собранiе», №1, 2004 г.) 240 Ж. ИВАНОВА <...> ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ лы Гостунского в Кремле, Иван Федоров начал свою типографскую деятельность в Москве, в Анонимной типографии. <...> Затем он, вместе с Петром Мстиславцем, продолжил работу на Московском Печатном дворе. <...> Сделанные ими книги стали достоянием людей разных сословий на всем пространстве Русской земли. <...> В послесловии к Р львовскому «Апостолу» (1574) он напишет о создании и деятельности Московского Печатного двора при царе Иване Грозном, а также объяснит причину своего отъезда из Москвы: «Сия же убо не туне начах поведати вам, но презелнаго ради озлобления, часто случающагося нам, не от самого государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель, которые на нас, зависти ради, многия ереси умышляли, хотячи благое в зло превратити и божие дело вконец погубити […] сия убо нас от земля и отечества, и от рода нашего изгна, и вины страны незнаемы пресели». <...> Первопечатник немного лукавил и о некоторых вещах умалчивал. <...> Нет сомнения, что его в какой-то мере сковывали правила работы на Московском Печатном дворе, где весь круг издаваемой литературы <...>