УДК 376.1 ББК 74.24 Melnik Julia Vladimirovna, сandidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of social technologies of North Caucasus Federal University, Stavropol, e-mail: melnik_stav@mail.ru Мельник Юлия Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, e-mail: melnik_stav@mail.ru ТАКТИКА ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА TACTICS OF MUTUAL SUPPORT OF STUDENTS WITHIN THE FRAME OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATIONAL PROCESS 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования 13.00.01 – General pedagogy, history of pedagogy and education В статье анализируются вариативные концепции создания взаимной поддержки между учащимися в инклюзивном классе. <...> Дана авторская трактовка понимания «нетипичности» в широком смысловом и категориальном контекстах. <...> Охарактеризован перечень социально-педагогических действий учителя инклюзивного класса в процессе становления взаимной поддержки учащихся; выделены характеристики личности учащегося, оказывающие позитивное влияние на формирование взаимной поддержки в ситуации инклюзии; определен спектр трансформаций в сфере стилистических трансакций между детьми в инклюзивной группе, оптимизирующих предоставление взаимной поддержки. <...> Ключевые слова: инклюзивный образовательный процесс, инклюзивное образование, нетипичный ребенок, реципрокное взаимодействие, взаимная поддержка, техники взаимной поддержки, особые образовательные потребности, академическое развитие, социальное становление, индивидуальный подход. <...> Инклюзивная форма обучения представляет собой процесс образования и воспитания всех детей в рамках общеобразовательной школы, где реализуется тактика индивидуального подхода к каждому ребенку, предполагающая соблюдение стратегий взаимной поддержки. <...> Инклюзия в образовании означает реализацию личностно-ориентированных практик в рамках академической и социальной составляющих, когда происходит максимально возможное удовлетворение особых образовательных <...>