Современная школа должна развивать свободно мыслящих и самостоятельных людей с высокой мотивацией к обучению, сохраняющейся в течение всей жизни. <...> Для этого необходимо раскрепостить учеников и преподавателей, сделав образовательное пространство открытым. <...> В основе предлагаемой нами модели лежат экспериментальные данные проектов «Школа-парк» и «Продуктивное образование в Европе», а также опыт демократических и свободных школ в разных странах. <...> Создание совокупности открытых студий Речь идёт об организации в рамках одного учебного заведения нескольких (минимум четырех-пяти) отличающихся по виду деятельности и образовательным эффектам пространств (парк-студий), в которые ученики смогут приходить по собственному выбору и из которых они смогут так же свободно уходить. <...> За счёт обычной тарификации можно обеспечить одновременную работу трёх-четырёх парк-студий в течение шести уроков в день для 50 детей. <...> Это достигается суммированием чаПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 3–4/2016 сов, полагающихся на два класса по 25 детей, и использованием одной ставки для внеклассной работы. <...> Заранее узнать, сколько студий школа может открыть, идя таким путем, нетрудно: достаточно проанализировать реальную заполняемость ее учебных пространств. <...> Аналогичным образом будут работать и студии, только приходить туда будут не классы по расписанию, а выбравшие парк-студии ученики. <...> Если же такой вариант по каким-либо причинам не подходит, следует продумать организацию специального кабинета, в котором ученики могут заняться своими делами, открыть личные пространства для творчества. <...> К примеру, для этих целей может подойти школьная библиотека, осмысленная как открытая студия со своими законами и традициями. <...> Если организуется отдельный небольшой проект свободной, неклассно-урочной школы (в нашей терминологии – паркшколы), его можно создать при Доме детского творчества. <...> В этом случае открывается только одна официальная парк-студия <...>