ТЕОРИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ИСПЫТАНИЯ УДК 629.3:631.3:621.817 Определение параметров жесткости зубчатых передач автомобилей и тракторов Determination of stiffness parameters of toothed gears of automobiles and tractors В. П. ТАРАСИК, д-р техн. наук Белорусско-Российский университет, Могилев, Республика Беларусь, avtomobili@bru.by V. <...> TARASIK, DSc in Engineering Belarusian-Russian University, Mogilev, Republic of Belarus, avtomobili@bru.by При моделировании процессов функционирования технических объектов, содержащих зубчатые передачи, во многих случаях возникает необходимость учета упругих свойств зубчатых зацеплений. <...> Особенно это важно при моделировании высокочастотных вибраций. <...> Новизна заключается в разработке модели замещения зуба балкой переменного сечения, позволяющей адекватно описывать физические процессы деформации зубчатого зацепления, а также в получении на ее основе расчетных формул для определения изгибной деформации и коэффициента жесткости зубчатого зацепления. <...> Показано, что коэффициент изгибной жесткости зависит только от модуля и ширины зубчатого венца, но не зависит от нагрузки, тогда как контактная жесткость чувствительна также и к нагрузке, что обусловлено изменением объема деформируемого материала зуба. <...> Предложенные формулы позволяют с приемлемой для практических целей точностью определить параметры упругих свойств прямозубой и косозубой цилиндрических передач с наружным и внутренним зацеплением. <...> Ключевые слова: автомобиль; трактор; зубчатая передача; зубчатое зацепление; шестерня; колесо; модуль; делительная окружность; основная окружность; эвольвента; толщина зуба; изгибная деформация; контактная деформация; коэффициент изгибной жесткости; коэффициент контактной жесткости; удельная нормальная жесткость зубьев. <...> In simulation of functioning processes of technical objects with toothed gears, in many cases there is a need to consider the elastic properties of gear engagements. <...> The aim of the paper is the development of method determining the coefficients of flexural and contact stiffness of gear engagement required to build a mathematical model of the functioning process of toothed gear and evaluate its impact on the technical object performance <...>