ТЮЛЕНЕВА, С.И. АЛФЕРОВА ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЕ © 2004 г. О.Н. Тюленева, С.И. Алферова Воронежский Государственный Педагогический Университет Статья посвящена проблеме поиска эффективной модели обучения для сельской малочисленной школы. <...> В качестве одного из вариантов изменения процесса обучения, апробированного в сельских школах Воронежской области, предлагается ввести в обучение интегрированные курсы, с объединением учеников в разновозрастные группы (вертикальная интеграция) или с объединением учеников параллельных классов (горизонтальная интеграция). <...> Основная проблема модернизации российского образования традиционно большой разрыв между замыслом и условиями его реализации. <...> Трудно надеяться на то, что в ближайшее время будет улучшено методическое и финансовое обеспечение, так что педагогам придется работать с тем, что есть, не рассчитывая на значительные инвестиции в сферу образования. <...> В особо сложном положении оказались сельские малочисленные школы. <...> Кроме социально экономических проблем, общих для всех образовательных учреждений, сельские школы столкнулись с неэффективностью традиционных методик обучения в условиях малочисленности. <...> Для оптимизации деятельности малочисленных школ возникает необходимость разработки и внедрения в самую широкую практику особых предметно-развивающих стратегий, которые бы объединили весь процесс обучения. <...> Эта статья посвящена результатам экспериментальной работы по поиску оптимальной модели обучения в условиях малой наполняемости классов. <...> Наши исследования проводились на примере химии и смежных с нею дисциплин естественно – научного цикла. <...> На первом этапе работы мы: изучили опыт педагогов по данному вопросу; выявили особенности сельской малочисленной школы, выбрав в качестве экспериментальной площадки малочисленные школы Верхне-Мамонского, Бобровского <...>