НОСОВА (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ЯШКИ ИЗ РАССКАЗА «ПОТРАВА») © 2011 М.Ю. Моргунова Курский государственный университет Поступила в редакцию 9 октября 2010 года Аннотация: Данная статья посвящена анализу одного из рассказов Е.И.Носова. <...> Автор предпринимает попытку доказать, что главный герой произведения обладает некоторыми типичными чертами русского юродивого. <...> Одной из форм пророческого служения на Руси было так называемое «юродство о Христе», проявлявшееся в добровольном отказе от всех благ земной жизни и принятии на себя образа безумца, не знающего чувства стыда. <...> В околоцерковной среде такие люди занимали исключительное положение, составляя специфический колорит русской православной жизни. <...> Истинному юродивому полагалось носить грязную, рваную до неприличия одежду, кривляться, ругаться, рассказывать небылицы. <...> Однако их нелогичные, нелепые поступки обладали на самом деле глубоким смыслом, а их бессвязные бредовые на первый взгляд речи имели предсказательное значение. <...> Юродивые имели исключительное право говорить все, что думают, обличать сильных мира сего, критиковать человеческие пороки и прегрешения. <...> В данной статье мы проанализируем, как представлены мотивы юродства в рассказе Е.И. Носова «Потрава». <...> Рассказ «Потрава» описывает историю жизни главного героя Игната, который, сбежав из родной деревни, отгородившись от родных и близких, постепенно превратился в жестокого безжалостного объездчика в степи, интересую© Моргунова М.Ю., 2011 щегося лишь собственным благополучием. <...> Никто из обитателей села Сапрыковки не решается напрямую критиковать его поведение, да и сам Игнат всячески избегает встреч с бывшими односельчанами. <...> Единственным человеком, который отваживается высказать накопившиеся негодование и горечь, оказывается, как ни странно, самый слабый из жителей села – Яшка. <...> Очень показательно, что Е.И. Носов не называет его полным именем Яков, используя уменьшительное Яшка, а вместо слова «мужик <...>