161.1’367 ДИНАМИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВЫХ СТРУКТУР И ЕЁ ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ ВЛАДИМИРА МАКАНИНА «АСАН» © 2011 О.В. Арзямова Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 11 января 2010 года Аннотация: Целью данного исследования является описание особенностей организации композиционноречевых структур романа Владимира Маканина «Асан». <...> Роман относится к так называемому «новому типу прозы». <...> В нём прослеживается отражение определённых динамических процессов, происходящих в современной художественной речи. <...> Они затрагивают несобственно-прямую речь, несобственно-авторское повествование и способствуют размыванию границ между формами внешней и внутренней речи. <...> Ключевые слова: текст, композиционно-речевые структуры, контаминация речевых форм, несобственно-прямая речь, несобственно-авторское повествование, внешняя речь, внутренняя речь. <...> Abstract: The aim of this study is to describe the characteristics of the composition speech structures of the novel «Asan» by Vladimir Makanin. <...> It traced a reflection of certain dynamic processes occurring in the contemporary art of speech. <...> They affect the quasi-direct speech, the author’s quasi-narrative and contribute to the blurring of the boundaries between forms of external and internal (inner) speech. <...> Key words: the text, composition speech structures, contamination of the speech forms, quasi-direct speech, the author’s quasi-narrative, external speech, internal (inner) speech. <...> В настоящее время в современной отечественной прозе всё отчётливее происходят процессы, связанные с изменением и усложнением композиционно-речевых структур литературного нарратива, которые требуют к себе пристального внимания. <...> По этому поводу Н.А. Николина пишет: «Современная художественная речь отражает активные процессы, характерные для общенационального языка в целом, в то же время её специфическое «как» обусловливает действие особых тенденций, проявляющихся именно в художественной речи, развитие которых обусловлено напряжённым поиском новых средств выражения [1, 7]. <...> К композиционно-речевым структурам мы, вслед за О.Г. Ревзиной, относим: авторское монологическое слово, прямую речь <...>