2011, №1 УДК 81’1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЛУБИННОЙ СЕМАНТИКИ (на материале концепта «отдых») © 2011 Н.В. Акованцева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 3 апреля 2009 года Аннотация: Целью данного исследования является попытка выявить глубинную семантику лексических единиц экспериментальными методами и выявить ее возрастные особенности. <...> Когнитивная лингвистика занимается сверхглубинной семантикой и ее интересуют в первую очередь глубинные содержательные аспекты языковых форм, вся совокупность отражаемых в когнитивной базе человека знаний [1]. <...> Через описание содержания концепта можно перейти к более детальному и психологически достоверному описанию семантики номинирующих концепт единиц и выявить специфику семантики единиц в разных возрастных, гендерных и т. д. группах носителей языка. <...> Экспериментальное исследование концепта позволяет моделировать его в полном объеме его содержания и на базе интегрального описания концепта как ментальной единицы установить и описать особенности семантики номинирующих его слов. <...> Объектом нашего исследования в данной статье является лексико-фразеологическая объективация концепта отдых в русском языке. <...> В данной статье мы рассмотрим возрастные особенности концепта. <...> В рамках семантико-когнитивного подхода [1] нами было проведено исследование концепта отдых методом направленного ассоциативного эксперимента. <...> В эксперименте приняло участие 317 жителей г. Воронежа, среди которых 99 учащихся школ, 104 студента и 114 взрослых. <...> © Акованцева Н.В., 2011 В эксперименте ставились вопросы: Отдыхать – это что делать? <...> Полученные результаты ассоциативного эксперимента были обобщены и обработаны методом когнитивной интерпретации [1, 203], в результате чего была выявлена совокупность когнитивных признаков, образующих исследуемый концепт. <...> Приведем выявленные когнитивные признаки с индексом яркости каждого признака, вычисляемого как отношение <...>