2009, №2 УДК 070:800:82 ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ ВЗГЛЯДОВ ПУШКИНА НА ЗАДАЧИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПОЛЕМИК © 2009 Е.Ю. Третьякова Краснодарский государственный университет культуры и искусств Поступила в редакцию 22 декабря Аннотация: Как глава просвещенных реформ русской печати 1820-х-1830-х гг. <...> Фундамент модели – эпическую природу мифа он дополнил гармонией книжных / некнижных компонентов инфор-мационного процесса. <...> В статье дано представление о прототипе и источнике такой модели («скрытый историзм» трудов Карамзина и средневековых православных летопи-сей). <...> Выделены три этапа эволюции его взглядов на допустимые формы печатной полемики: отказ от споров с М.Т. Каченовским (1818–начало 1820-х гг.), отказ от сугубо теоретических по-лемик (1825-1829 гг.), создание «амфитеатра» – платформы выражения народной оценки мира в «театре» журналистики (1830-1836 гг.) <...> . Ключевые слова: Пушкинская реформа печати; моделирование дискурса полемик; эпический реализм; алгоритм гармонии. <...> Встав во главе просвещенных реформ русской печати в 1820-х-1830-х годов, А.С. Пушкин не стремился пропагандировать какую-то новую, © Третьякова Е.Ю., 2009 182 дотоле неизвестную эстетику. <...> О задачах реформы Пушкин высказался так: «Зачем писателю не повиноваться принятым обычаям в словесности своего народа, как он повинуется законам своего языка? <...> Гениальный поэт способствовал тому, чтобы публикуемая речь – письменная традиция (литература в широком смысле этого слова, от лат. «littera» – `буква`) не замедляла «ход словесности», не искажала естество этнических языков, диктуя искусственно возникшие нормы. <...> Этими основами являются эпическая природа языка в мифе и гармоничное взаимное дополнение книжных / некнижных компонентов культурного процесса. <...> Надо расценивать достижения золотого века не как факт исключительно истории русского литературного языка (взлет его классического развития) или истории искусства (расцвет мифа национальной культуры), а осознать ее как факт преобразования <...>