(«В ДЕРЕВЯННОМ ДОМЕ, В НОЧИ…») © 2008 М.А. Перепелкин Самарский государственный университет Поступила в редакцию 18 апреля 2008 Аннотация: В статье рассматривается структура мотива страха в ранней лирике Бродского (на примере стихотворения «В деревянном доме, в ночи…»). <...> Устанавливается, что «страх» у Бродского является одним из «псевдонимов» границы между природным хаосом и космосом культуры. <...> Теперь по поводу собственно временного компонента упомянутой хронологической рамки, то есть – «ночи». <...> Гораздо более употребительной в современном языке является форма не предлож© Перепелкин М.А., 2008 ного падежа, употребленная Бродским, а творительного: «ночью». <...> В результате этих смысловых перекомбинаций временной и пространственный элементы хронотопической рамки как бы меняются местами, заставляя читателя особым образом настроиться на восприятие текста, только притворяющегося дачной зарисовкой. <...> Странность пространственно-временной системы стихотворения, заданной первой строкой, заключается также в ее синтаксическом оформлении, а ВЕСТНИК ВГУ. <...> именно – в запятой, разделяющей два слагаемых хронотопической рамки – «дом» и «ночь». <...> С одной стороны, данная запятая (и пауза при чтении) может быть вызвана стремлением всего лишь более явно подчеркнуть каждый из векторов пространственно-временной системы координат, сделать их как можно более отчетливыми, – для этого и используется их синтаксическое обособление. <...> С этой точки зрения, «деревянный дом» и «ночь» – суть одно и то же, и именно поэтому между соседними однородными членами должна быть поставлена запятая. <...> Чтобы дать ответ на этот вопрос, еще раз присмотримся к словам, оформляющим пространственно-временную парадигму. <...> Вместе «деревянный» и «дом» дают тавтологическое сочетание, которое можно перевести как «природа природная» или «род рождающий». <...> Таким образом, если под словом «ночь» имеется в виду темная, непознанная природа, прячущиеся во тьме <...>