Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2008

КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ В НОВЕЛЛЕ И. БУНИНА «ГЕНРИХ» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛозюк
Страниц6
ID522997
АннотацияВ основе статьи лежит идея композиционного ритма, то есть динамического чередования композиционных единиц, их сложной системы повторов и перекличек, проявляющейся через замедления и ускорения ритма, ритмический полицентризм, опущенные в тень сюжетные события. В статье показано, как в новелле И.А. Бунина «Генрих» композиционный ритм задается двумя рядами чередований, отчасти дублирующими друг друга. Ритм в первой части организуется быстрой сменой женских образов, а во второй – чередованием географических мест (тоже женских): Москва – Варшава – Вена – Ницца – Венеция.
УДК882.09
Лозюк, Н.Ю. КОМПОЗИЦИОННЫЙ РИТМ В НОВЕЛЛЕ И. БУНИНА «ГЕНРИХ» / Н.Ю. Лозюк // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2008 .— №2 .— С. 63-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/522997 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«ГЕНРИХ» © 2008 Н.Ю. Лозюк Новосибирский государственный технический университет Поступила в редакцию 25 июля 2008 Аннотация: В основе статьи лежит идея композиционного ритма, то есть динамического чередования композиционных единиц, их сложной системы повторов и перекличек, проявляющейся через замедления и ускорения ритма, ритмический полицентризм, опущенные в тень сюжетные события. <...> В статье показано, как в новелле И.А. Бунина «Генрих» композиционный ритм задается двумя рядами чередований, отчасти дублирующими друг друга. <...> Ритм в первой части организуется быстрой сменой женских образов, а во второй – чередованием географических мест (тоже женских): Москва – Варшава – Вена – Ницца – Венеция. <...> Новелла состоит из семи частей: шесть отчеркиваются, а концовка отделяется пробелом . <...> © Лозюк Н.Ю., 2008 В композиционном рисунке новеллы просматривается «противонатяжение» [4, 174] двух крупных блоков. <...> Первая часть дробится на три фрагмента: 1) приготовления Глебова к поездке за границу; 2) предвкушение предстоящего счастья; 3) сцена прощания с Надей. <...> Второй блок включает шестую и седьмую части, где Глебов, оставшись один, продолжает свое путешествие из Вены в Ниццу. <...> Разделение на блоки поддерживается и сюжетно: герой после долгих поисков обретает ту любовь, что выпадает человеку лишь раз в жизни, и почти сразу теряет ее навсегда. <...> Таким образом, идея композиционного ритма позволяет обозначить и статику, и заключенную в нее динамику. <...> Эффектность композиционного построения в первом блоке достигается за счет быстрой смены женских образов. <...> Контрастность их характеров обозначена уже в портретных зарисовках: 64 Надя: «… нежно-душистая, в беличьей шубке, в беличьей шапочке, во всей свежести своих шестнадцати лет, мороза, раскрасневшегося личика и ярких зеленых глаз» (1, 115); Ли: «… тонкая, длинная, в прямой черномаслянистой каракулевой шубке и в черном бархатном каракулевом берете, из-под которого длинными завитками висели <...>