2008, № 2 УДК 882 ББК 83.3 (2=РУС) Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О РЕВОЛЮЦИИ: МИФОЛОГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ © 2008 Р.И. Крысин Липецкий Государственный Педагогический Университет Поступила в редакцию 5 октября 2008 Аннотация: В статье на материале поздних романов и публицистики Ф. М. Достоевского анализируются взгляды писателя на идею революционного «теоретического социализма». <...> На основании проведенного анализа делается следующий вывод: так как писатель верил в возможное в будущем единство социализма и христианства, то неверно говорить об однозначно отрицательном отношении Достоевского к революции. <...> Негативизм «теоретического социализма», как это следует из статьи, заключается в мифологической его составляющей, представлении о божественности власти царя, которое теоретики «бесовства» и человекобожия в романах Ф. М. Достоевского переносили на себя. <...> По нашему мнению, правомерность такого подхода косвенно обосновал сам Достоевский, когда, рассказывая в «Дневнике писателя» о своих юношеских увлечениях «идеями тогдашнего теоретического социализма», назвал их «давнопрошедшим делом» [1; 130, 129 130] и провел, таким образом, вполне определенную границу между прошлым (1849 г.) и настоящим (1873 г.). <...> Главный критерий при разграничении этапов – изменившееся отношение Достоевского к революционной идее, получившей широкое © Крысин Р.И., 2008 52 распространение в России во второй половине XIX века. <...> Причем, если в советские годы многие ученые часто критиковали Достоевского за то, что он исказил суть революции в «бесовстве», потому что, по словам Ю. Г. Кудрявцева, «не смог достаточно ясно разглядеть и достаточно глубоко понять настоящих, подлинных революционеров» [2, 146], то современные исследователи напротив, за то же самое воздают писателю хвалу: «Достоевский понимает опасность заражения русского общества новыми (революционными. <...> Он говорит о чуждости такого взгляда для духовной русской культуры. <...> Несколько иной позиции в вопросе об отношении <...>