2008, № 2 УДК 821.161.1 (091) “20” РУССКИЙ СОНЕТ И НОВАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ © 2008 П.А. Ковалев Орловский государственный университет Поступила в редакцию 27 октября 2008 Аннотация: Статья посвящена анализу эволюции структуры сонета в эпоху постмодернизма. <...> В классической форме сонета разные литературные школы находят потенциал развития новых эстетических концепций. <...> Именно поэтому жанр сонета остается одним из самых популярных в современной русской поэзии. <...> Одним из самых примечательных и продуктивных заимствований, осуществленных русской поэзией из европейской, является сонет ‘как жанр и как форма твердой строфики’ [10, 425]. <...> Причины этого удивительного феномена таятся не только в особенностях структуры этого уникального 14-стишия, основанного на корреспондировании строк по правилам альтернанса, специфической рифмовке и сочетании катренов с терцетами (или с двустишиями) [6, 303-304] хотя нормативность формы привлекала к себе как сторонников традиционной строгости, так и экспериментаторов. <...> В гармоническом сочетании формальных и содержательных элементов сонетной формы одни видят основу незыблемости традиций Возрождения, а другие находят благодатную почву для зачастую довольно жестких экспериментов. <...> 2008, № 2 П.А. Ковалев Чтоб как-то структурировать любовь, избрал я форму строгую сонета. <...> Кроме того, эти обозначения и специфические термины (катрен, терцет) дезавуируют художественное основание сонета в не меньшей степени, чем пародийная реминисценция из Пушкина, из которой смонтирован enjambement ‘строфический перенос’ с измененной модальностью («Зря суровый Дант / не презирал сонета»), чем ироническая игра рифменными стереотипами (любовь-морковь-свекровь) и парадигмами (Дант-фант-сервант-сержантбант-бриллиант). <...> Подобная игра созвучиями напоминает задание Незнайки найти рифму к слову «пакля» в книге Н. Носова <...> Так, у Леонида Аронзона есть уникальный пример переосмысления сонетной формы через графическое <...>