2008, № 2 УДК 800.372.8 К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭКСКУРСИОННОЙ РЕЧИ КАК ЖАНРОВО СТИЛИСТИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В АСПЕКТЕ КОММУНИКАТИВНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ АДРЕСАНТА-ЭКСКУРСОВОДА © 2008 Л.Е. Бахвалова Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К.Д. Ушинского Поступила в редакцию 20 ноября 2008 Аннотация: Целью данного исследования является выявление составляющих теоретической модели описания экскурсионной речи как жанрово-стилистического феномена, а также создание на основе полученной теоретической модели варианта аналитико-конструктивных описаний конкретных письменных и устных текстов экскурсионной речи. <...> Материалом для исследования послужили письменные эталонные тексты в жанре экскурсионной речи, представленные в путеводителях, и устные тексты, разработанные экскурсоводами ярославских музеев. <...> В современном обществе экскурсионная речь (ЭР) является, пожалуй, одним из наиболее востребованных способов преподнесения информации. <...> В связи с глобализацией развития информационных технологий человек XXI века становится своеобразным «туристом» в окружающем его бесконечном потоке сведений о самых разнообразных сферах человеческой деятельности во всём мире. <...> Он стремится к овладению максимально возможным количеством информации из разных областей знания («кто владеет информацией, тот владеет миром»), и помочь ему в этом оказывается способным текст, созданный в жанре ЭР. <...> Адресант ЭР (специалист в своей области) отбирает из объёма имеющихся данных наиболее значимые факты, касающиеся рассматриваемого предмета речи. <...> Он систематизирует © Бахвалова Л.Е., 2008 эти факты, располагает их в оптимальной для их восприятия последовательности, находит иллюстративный материал, облегчающий и дополняющий восприятие информации, наконец, избирает стиль изложения, соответствующий уровню подготовленности предполагаемого адресата (к примеру, адаптированный для детского восприятия, терминологически осложненный <...>