2005, ¹ 2 КУЛЬТУРА ТРАДИЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМОВ-ПАМЯТНИКОВ В АРХИТЕКТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ © 2005 Т.В. Юрьева Ярославский государственный педагогический университет им. <...> К.Д. Ушинского Одной из важных черт православного канонического искусства является его синтетическая полифункциональность. <...> Это определяет его многосмысловую природу и дает возможность для множественных интерпретаций канона, выявления различных уровней его символических значений. <...> Православный храм, один из важнейших феноменов русской религиозной культуры, несет в себе целый ряд функциональных значений, главное из которых – это литургическое, или богослужебное. <...> Мы можем рассматривать храм как воплощение конфессиональной идеологии, наглядное выражение вероучения, догматики православной церкви. <...> Но помимо этого храм выполняет и ряд общественно значимых функций, одной из которых является функция мемориальная. <...> По сути своей, любой храм – это памятник, поскольку, помимо литургической, выполняет и мемориальную функцию. <...> Таковыми были уже первые катакомбные храмы на могилах христиан-мучеников. <...> “Стало быть, любой храм самим фактом освящения престола в память святых и праздников несет памятную идею”1 . <...> Тем не менее, в истории православной архитектуры существует понятие храма-памятника, связанное с созданием особого мемориального храмового сооружения, которое помимо своего главного посвящения – какому-либо святому или событию христианской истории, связывается с памятью о современных храмоздателям особо выдающихся событиях, или событиях серьезного общенационального значения. <...> Строительство храмов-памятников существует в христианстве издревле, а традиция сооружения храмов-памятников на Руси получает новый оттенок, связанный с русской историей, поскольку всегда в ней подчеркивалось, что история русского государства – это история государства христианского, православного. <...> “Знаменательно, что уже первый русский храм <...>