2005, ¹ 2 АФРОДИТА И ПСИХЕЯ – АРХЕТИПЫ ЖЕНСТВЕННОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. <...> ЧЕХОВА “АРИАДНА” (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) © 2005 Е.В. Черницына Воронежский государственный университет Гендерология, выделившись в конце XX в отдельную дисциплину, стала перспективным направлением во многих гуманитарных науках: в истории (работы О. В. Бердовой “Российская провинция рубежа веков. <...> Гендерный аспект исследования” [2], П. П. Щербинина “Патриотическая деятельность дамских комитетов тамбовской губернии в период войн XIX–XX веков”[11], лингвистике (М. В. Кирилина “Гендер: лингвистические аспекты”[5] и литературоведении (С. Р. Охотникова “Гендерные исследования в литературоведении: проблемы гендерной поэтики”[8], С. А. Коновалова “Отражение гендерных стереотипов в тексте народной волшебной сказки”[6]. <...> Предметом гендерной поэтики как нового направления в литературоведении является гендер – культурно-символическое определение пола. <...> Что касается гендерного анализа художественного текста, то в связи с новизной подхода данная методика как эталон отсутствует. <...> Схема анализа такова: автор статьи описывает конкретно-историческую обстановку в повести, изображает поведение героини на фоне революционных событий в России начала XX в и постреволюционную адаптацию героини, выявляет гендерный конфликт повести и его видение самим автором. <...> проводит этот анализ, рассматривая гендер в общественно-историческом срезе. <...> Безусловно, этот анализ теоретически обоснован и правомерен, однако гендер включает и другой содержательный аспект – архетипический. <...> Рубеж XIX–XX вв. в российской науке стал переломным периодом, отмеченным острым интересом к поиску ментальных первооснов, архетипических форм сознания. <...> Феномен архетипа был открыт Карлом Густавом Юнгом при анализе психологии бессознательного, а затем импринтирован в широкий научный обиход. <...> Исследователи отмечают независимость и самостоятельность архетипов, переход их из эпохи в эпоху <...>