АВТОР – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – ГЕРОЙ – АУДИТОРИЯ В НОВЕЛЛЕ “СОЛЬ” (“КОНАРМИЯ” И. БАБЕЛЯ <...> ) © 2005 Л.Е. Кройчик Воронежский государственный университет – I – Новелла “Соль” – классический пример многослойности выражения авторской позиции в художественном произведении. <...> Пример классический, но не уникальный – вспомним “Повести Белкина” А. С. Пушкина. <...> Разделенные пространством XIX века Пушкин и Бабель говорят об одном и том же – реальная жизнь грустнее и очевиднее сентиментально-романтических представлений о ней. <...> Гражданская война убийственна, какие бы привлекательные лозунги ни читались на знаменах враждующих армий. <...> “Неистребима людская жестокость”1 , – записывает И. Э. Бабель в дневник 1920 года. <...> В этом соль новеллы с одноименным названием: Никита Балмашев, убив женщину-мешочницу, с наивной бесстыжестью рассказывает об этом в письме в редакцию газеты “Красный кавалерист”. <...> Убийство мешочницы для Никиты – торжество социальной справедливости, а не злодеяние. <...> Но “Конармия” – не просто художественная обработка ранних дневниковых записей, не летопись боев Первой Конной во время польской кампании. <...> “Конармия” – фрагмент истории, повествующий об уничтожении человеческого в человеке, о поругании личности. <...> 2005, ¹ 2 АВТОР – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – ГЕРОЙ – АУДИТОРИЯ В НОВЕЛЛЕ “СОЛЬ” (“КОНАРМИЯ” И. БАБЕЛЯ <...> Здесь горние вершины растоптаны конскими копытами, лихими кавалерийскими атаками и завалены искромсанными телами жителей местечек, польских городков и бойцов враждующих армий. <...> “И вот третьего дня… полки двенадцатой армии открыли фронт у Ковеля. <...> , Б. О. Корман, представители самарской школы В. П. Скобелев, Н. Т. Рымарь, О. В. Журчева, воронежские ученые Е. Г. Мущенко, А. А. Фаустов рассматривали в своих трудах феномен автора как субъекта высказывания. <...> В “Конармии” реального Исаака Эммануиловича Бабеля заменяет Кирилл Васильевич Лютов, персонаж-маска, герой – участник описываемых событий. <...> Бабель в апреле 1920 <...>