Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2005

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНА В. НАБОКОВА “ЗАЩИТА ЛУЖИНА” (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКолотнева
Страниц7
ID522754
АннотацияГлавное, что отличает пространственную организацию этого романа Набокова, – наличие двух принципиально разных пространств – пространства реального мира, окружающего Лужина, в котором находятся все остальные герои романа, и пространства, из которого появляется и в которое потом возвращается Лужин. Левин, в частности, называет эту особенность романов Набокова “двупространственностью” [2, 325]. “Двупространственность” романа осмыслена через образ шахматной доски, которая предполагает противостояние двух противоположных друг другу пространств – черного и белого
Колотнева, Л.И. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНА В. НАБОКОВА “ЗАЩИТА ЛУЖИНА” / Л.И. Колотнева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2005 .— №2 .— С. 49-55 .— URL: https://rucont.ru/efd/522754 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2005, ¹ 2 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РОМАНА В. НАБОКОВА <...> “ЗАЩИТА ЛУЖИНА” © 2005 Л.И. Колотнева Воронежский государственный университет Главное, что отличает пространственную организацию этого романа Набокова, – наличие двух принципиально разных пространствпространства реального мира, окружающего Лужина, в котором находятся все остальные герои романа, и пространства, из которого появляется и в которое потом возвращается Лужин. <...> “Двупространственность” романа осмыслена через образ шахматной доски, которая предполагает противостояние двух противоположных друг другу пространств – черного и белого. <...> Роман начинается с попытки окружающих привести Лужина в их пространство – реальный мир, сделать его принадлежностью этого мира: “Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным” [1, 7]. <...> Именно акт идентификации извне, со стороны других, заставляет Лужина впервые появиться в пространстве реального мирароманном пространстве – из какого-то еще не ведомого нам, загадочного мира, в котором до этого находился герой и в который в конце романа он возвращается. <...> С этой точки зрения весь роман ‘на самом абстрактном уровне’ является попыткой сделать Лужина одним из, принадлежностью романного пространства, которая в конечном итоге не удается. <...> В конце романа, когда одноклассник Лужина попытается вспомнить его имя на балу в Берлине, Лужин с ужасом попытается защититься от этой попытки укоренить его в чуждом ему пространстве, в реальном и убежит с бала: «“Твое имя-отчество. <...> Интересно, что уже Лужина, для большего противопоставления с окружающей реальностью, Набоков наделяет тем качеством, за которое окружающие судят Цинцинната, – непроницаемостью: “Он жадно смотрел на сына, который отклонял лицо, и ему хотелось взять его за плечи, встряхнуть его, крепко поцеловать в бледную щеку, в глаза, в нежный впалый висок. <...> Его внешний образ намеренно снижен <...>