2005, ¹ 2 ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА “ДОНСКИХ РАССКАЗОВ” М. А. ШОЛОХОВА © 2005 Н.М. Муравьева Борисоглебский государственный педагогический институт Шолоховский цикл “Донские рассказы” долгое время оставался в тени “Тихого Дона”. <...> Этому способствовала и авторская оценка1 грандиозность “Тихого Дона”2 , и , но более всего тенденциозность в оценке ранней прозы Шолохова: долгие годы в рассказах видели правду только одной стороны – большевиков3 . <...> В современном учебнике литературы для 11 класса4 ранние произведения рассматриваются под таким углом зрения: в “Тихом Доне” качественно иной уровень осмысления жизни и художественного мастерства, “Донские рассказы” лишь ученический этап на пути к “Тихому Дону”. <...> Резкая контрастность в изображении “наших” и “не наших”, однозначность авторской позиции, изображение “стихии ожесточения, а не примирения” – вот те черты ранней шолоховской прозы, которые выделяют авторы учебной статьи. <...> “Сюжеты кровопролитий, братоубийств, сыноубийств на почве всячески подчеркиваемого классового размежевания, социального типового конфликта, весьма иллюстративно изображенных “богачей” и “бедноты” буквально переполняют книгу. <...> “Тихий Дон”: судьба и правда великого романа / Ф. Ф. Кузнецов. <...> 2 В. В. Чалмаев считает, что А. С. Серафимович поэтической зарисовкой о восхождении Шолохова (расширивший громадные крылья орелик) как бы узаконил практику возвеличивания романа и недооценки “малоформатной” прозы писателя (Чалмаев В. В. <...> Новеллистика Михаила Шолохова: “внутренние сюжеты”, нравственные проблемы, поэтика / (В. В. Чалмаев //Литература в школе. <...> : Просвещение, Один из авторов учебника В. В. Чалмаев в статье “Новеллистика Михаила Шолохова: “внутренние сюжеты”, нравственные проблемы, поэтика” (Литература в школе. <...> Уже название статьи обозначает изменившийся угол зрения: наличие “внутренних сюжетов” говорит не только мастерстве писателя, но и о философской концепции, уведенной <...>