Рассматриваются эксперименты по апробации ряда иностранных академических моделей, а также особенности их реализации с учетом национальных и культурных образовательных традиций. <...> Выявлены предпосылки нынешних успехов высшей школы Китая, сделано предположение о перспективах развития ведущих университетов страны. <...> Происходящий в настоящее время беспрецедентный количественный и существенный качественный рост системы китайского высшего образования обусловлен в первую очередь постоянными целенаправленными усилиями в последние десятилетия государства, партии и общества, мощным финансированием высшей школы и принятием целого ряда других эффективных мер Между тем представляет интерес рассмотрение некоторых вопросов становления и развития высшей школы Китая в конце XIX и в первой половине XX в , в частности вопросов выбора Китаем модели университетского образования и формирования определенных предпосылок нынешнего успешного развития китайских вузов Считается, что самые первые учебные заведения, которые можно считать высшими учебными заведениями, появились еще во времена династии Западное Чжоу (1046–771 гг до н э ) Так, например, Академия Цзися в Китае возникла раньше знаменитой Академии Платона в Древней Греции [1] К концу правления династии Южная Сун (1127– 1279 гг ) окончательно сложилась государственная система образования, важной частью которой стали высшие учебные заведения Традиционно в Китае образование расценивалось прежде всего как один из важных инструментов обеспечения стабильности и процветания государства во главе с императором Наиболее влиятельной основой для таких представлений и для практической деятельности в области образования являлось учение Конфуция Педагогическая практика, построенная на базе философии конфуцианства, играла ведущую роль в длительной истории развития китайского образования О твердой линии следования древним традициям говорит, в частности <...>