2004, ¹ 2 ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА © 2004 М.Ю. Казак Белгородский государственный университет Интегративный подход к описанию закономерностей, управляющих процессом образования новых лексических единиц, через языковую вертикаль (от уровня общекатегориального значения к лексической конкретике) имеет свои глубинные основания. <...> Появление в языке производного слова связано с его включением в иерархию категорий, в которой высший ярус занимает общекатегориальное значение [5; 8; 12; 24]. <...> По отношению к частеречной категоризации все остальные включения слова – грамматические, деривационные, лексические – носят подчиненный, субкатегориальный характер. <...> Действие словообразовательного механизма, объективируемое в словообразовательном гнезде, зиждется на оппозиции корня и словообразовательных формантов и определяется балансом языковых форм и значений. <...> Обладая устойчивостью и стабильностью, словообразовательное гнездо вместе с тем выступает открытой системой, способной к развитию, что ставит данное языковое образование в ряд самонастраивающихся систем. <...> В лингвистической литературе словообразовательное гнездо получает определение на основании нескольких критериев: общности корня, живых синхронных связей, упорядоченности и иерархии отношений в соответствии с направлением производности. <...> Опираясь на существующие в современной лингвистике теории словообразовательного гнезда [5; 7; 17; 18; 20; 22], мы исходим в понимании нашего объекта из следующих постулатов: словообразовательное гнездо – это одна из самых сложных комплексных единиц словообразовательной подсистемы; одна из высших форм организации и обобщения производной лексики; классификационная единица, наиболее приближающаяся к естественным классификациям; микросистема, концентрированно отражающая все основные виды языковых отношений; двусторонняя единица слово54 образования, имеющая формальную и смысловую <...>