2004, ¹ 2 ФИЛОЛОГИЯ РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПОЗИЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА © 2004 Н.М. Вахтель Воронежский государственный университет В лингвистической литературе неоднократно отмечалось, что адресант мало осозна¸т в своих речевых актах коммуникативную цель. <...> “…Сам говорящий сплошь и рядом не отда¸т себе полностью отч¸та, что же именно он преследует своим высказыванием, зачем оно ему нужно, чего он им достигнет. <...> Журналист как автор заголовка не имеет возможности не знать, зачем ему нужен именно тот заголовок, который он придумал, а не какой-нибудь другой. <...> Он ч¸тко должен представлять себе, чего он хочет и как подать известную ему информацию. <...> Имея ясную иллокутивную цель, журналист часто хочет придать заголовку большую интенсивность по сравнению с речевыми актами, передающими знания и мнения. <...> Этим, видимо, можно объяснить появление газетных заголовков, представляющих собой экспрессивные и эмоциональные речевые акты. <...> “Говорящий выражает вслух свои эмоции, как правило, не задумываясь, что он этим обязывает слушающего к определ¸нным ответным действиям – разделить чувство говорящего или выразить какое-то другое чувство”, – пишет И. В. Труфанова [23, 269], ссылаясь на правило хорошего тона, согласно которому невежливо выражать свои чувства в обстановке официального общения. <...> Это предписание правил хорошего тона не имеет места в общении “журналистчитатель” несмотря на то, что оно относится к официальному виду общения. <...> Использование им эмоционально-экспрессивных высказываний в позиции газетного заголовка вовсе не свидетельствует о его личном эмоциональном самовыражении, что имеет место в обычном диалоге в устном общении. <...> Его субъективная эмоция обращена к читателям с целью внушить определ¸нное чувство приязни или неприязни к тому или иному явлению действительности или к тому или иному лицу или лицам. <...> Кроме того, журналист желает достичь определ¸нного перлокутивного эффекта <...>