2004, ¹ 1 НОВОЕ ПОСОБИЕ ПО “ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ”1 © 2004 З.Д. Попова, И.А. Стернин Воронежский государственный университет Рецензируемое издание допущено УМО Минобразования РФ в качестве учебного пособия для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. <...> В пособии, как указано в аннотации, рассмотрены основные вопросы курса “Введение в языкознание” в соответствии с действующей программой, но и с учетом новейших достижений языковедения в области социо- и психолингвистики, синхронической и диахронической лингвистики, когнитивной лингвистики. <...> Включение информации, полученной новейшими лингвистическими направлениями, – необходимый компонент сменяющих друг друга учебных пособий по теории языка, именно этот компонент отличает одно пособие от другого, поднимает каждое последующее пособие на новый учебно-научный уровень. <...> В то же время отбор сведений, наработанных новыми научными направлениями, для учебного пособия вводного типа должен быть сделан с достаточной осмотрительностью, с учетом возможностей восприятия этих сведений студентами, впервые узнающими о предмете языкознания как науки. <...> Во многих разделах пособия Н. Ф. Алефиренко решает эту задачу с успехом. <...> Таковы разделы “Природа и сущность языка”, в котором вопросы теории излагаются в хронологическом порядке их разработки и хорошо разъясняются. <...> Считаем рациональным включение в этот раздел новейших сведений из нейролингвистики и психолингвистики, рассказывающих о строении мозга и его речемыслительной деятельности. <...> Полностью соответствует вводному характеру курса изложение темы “Проблема происхождения языка”. <...> Оно сделано ч¸тко и ясно, развертывается последовательно и обогащено последними данными современной антропологии. <...> Она представлена в пособии очень корректно, информативно, с включением хорошей карты размещения мировых языковых семей и объединений (с. <...> Раздел “Фонетика” написан очень ч¸тко, все <...>