2004, ¹ 1 “ПОЭМА КВАДРАТОВ” КОНСТАНТИНА ВАГИНОВА: ТЕКСТ И ПОДТЕКСТ © 2004 Е.О. Козюра Воронежский государственный университет В “Поэме квадратов” Константина Вагинова весьма значима “женская” тема. <...> Это ощутимо даже на “формальном” уровне – соответствующая лексика представлена во всех строфах поэмы (кроме второй). <...> “Центральная” оппозиция текста, обозначенная в начале первой строфы, содержит в себе женский компонент: Да, я поэт трагической забавы, А все же жизнь смертельно хороша, Как будто женщина с линейными руками, А не тлетворный куб из меди и стекла [3,44]. <...> Женщина входит в поэму в качестве элемента разветвленной системы оппозиций, структурирующих текст. <...> Столь богатая “геометрией” “Поэма квадратов” (ср. куб, овал, круг и особенно женские плоскости) никак не препятствует “линейности” рук. <...> Лилейные (= белые) руки – “атрибут” живой женщины, но вагиновская “колористика” связывает белый цвет со статуей (ср. <...> В финале строфы эта статуарность женского прямо выступает в образе пластических Венер, так же, как женщина с линейными руками противопоставляемых кубу/кубам. <...> Соответственно, женская статуя представляет собою не что иное как посмертный памятник, своеобразное инобытие женщины после смерти. <...> Оппозиция единства и множественности играет существенную роль в структуре первой 26 строфы поэмы. <...> Множество пластических Венер сходится в одну точку, небесную Венеру. <...> В рамках этой же оппозиции функционирует образ, открывающий “Поэму квадратов”, – поэт трагической забавы. <...> Отшельник отделен от толпы окнами, в шестой строфе “Поэмы квадратов” атрибутом отшельника является квадратный лоб. <...> В тлетворный куб из меди и стекла поэт трагической забавы помещает себя добровольно, сам создает его вокруг себя. <...> Загадочной в таком контексте выглядит шестая строка поэмы: “Фонтан Бахчисарайский помнишь, друг? <...> ”. Отсылка к пушкинскому “Бахчисарайскому фонтану” до сих пор не получила более менее внятной интерпретации <...>