Колмаков Воронежский государственный университет Статья поступила в редакцию 15 мая 2012 г. Аннотация: в статье рассматривается проблема ценности жизни в античности. <...> Автор прослеживает связь между отсутствием веры в бессмертие души, воздаянием и фатализмом, порождавшими нравственный упадок, и глубоким пессимизмом, отрицавшим ценность жизни. <...> В античном мире пессимизм получил необычайно широкое распространение. <...> В его основе лежала, как и в Древнем Ближнем Востоке, идея непреложной судьбы. <...> Вера в судьбу, которая предопределяла всё, являлась незыблемым фундаментом миропонимания древних греков. <...> В идее судьбы центральной была мысль о всеобщей детерминированности и неизбежности происходящего. <...> Эта идея, в свою очередь, базировалась на едином для индоевропейцев концепте Матери-Природы, которая в античной культуре предстала в виде судьбы, породив фатализм. <...> писал, что «в греческой религии превыше всего, даже Олимпа, продолжала тяготеть неизбывная Судьба, которую невозможно было ни постичь, ни одолеть» [2, с. <...> В то же время в рамках предначертанной линии жизни имелся некоторый выбор. <...> Но этот выбор при ближайшем рассмотрении оказывается мнимым – он был запрограммирован богами. <...> Обращаясь к Андромахе, Гектор говорит: «Против судьбы человек не пошлет © Колмаков В. Б., 2012 9* 131 Вестник ВГУ. <...> Судьба управляет всем – рядовыми людьми, героями и богами. <...> Фатализм утверждался не только в литературе Древней Греции, его активно пыталась осмыслить философская мысль, породившая рационалистический фатализм, который рассматривал мир как неумолимое сцепление причин и следствий в пределах замкнутой каузальной системы. <...> В классическую эпоху фатализм получил концептуальное обоснование уже в стоицизме, оно сохранилось в почти неизменном виде вплоть до начала Нового времени. <...> Стоики считали добродетельным такое поведение, которое выражалось в следовании предначертаниям судьбы. <...> Этот принцип один из ранних стоиков, ученик <...>