Научные сообщения УДК 111 МИРЫ ДЭВИДА ЮМА И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА Н. А. <...> Мещерякова, С. Н. Жаров Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 18 мая 2012 г. Аннотация: жизненный мир Юма раздваивается на интерсубъективный обыденный мир и мир философских переживаний, связанных с недостоверностью знания. <...> Юм выражал специфику своего философского мира в терминах гносеологии. <...> Онтологическое прочтение этой специфики отвечает более позднему понятию о принципиально незавершенном бытии. <...> Это понятие фундирует ключевые идеи современной философии и науки. <...> Хайдеггер связывал такой подход с открытием новых возможностей, скрытых в исходной постановке проблемы [1, с. <...> Попытаемся с этих позиций взглянуть на проблемные структуры юмовской гносеологии. <...> Каждая великая философская система пыталась понять онтологический статус человека, даже если она и не имела человека своим непосредственным предметом. <...> В философском мире рационализма человек оставлял позади свою конечность, отождествляя себя с чистым разумом. <...> Однако ценой такого величия был отказ от самостоятельной значимости собственно человеческого, конечного бытия1 . <...> Юмовский сенсуализм выражает противоположную тенденцию – он восстанавливает в правах чувственность конечного человека, делая ее мерой всех вещей. <...> В своих исходных формулировках Юм выглядит удивительно современно – он пытается вернуть философию из мира чистой мысли к ре1 Позднее Гегель резюмирует это следующим образом: «… <...> Единичный человек должен быть предметом уважения лишь для единичного человека как такового, а не для всеобщего» [2, с. <...> Серия: Философия альному живому человеку, более того, сделать науку о человеке основой всей системы наук [3, с. <...> Но эта попытка несла с собой вопросы, не разрешимые в рамках юмовской парадигмы. <...> Сегодня, будучи наследниками философских прозрений XX в., мы понимаем, что конечность человеческого существования разомкнута в бесконечность бытия и несет <...>