Рахманин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 16 сентября 2011 г. Аннотация: существующая модель индустриальной мобилизации общества исчерпала себя. <...> В настоящее время идет поиск постиндустриальной стимулирующей инновационной системы. <...> В России реальна опасность рецидива догоняющей модернизации. <...> В связи с этим необходима смена философской парадигмы политики и жизнедеятельности гражданского общества. <...> 74 У истоков понятия модернизации стоит философия Просвещения, которая питала собой не только европейский рационализм, но и веру в неодолимую силу исторического процесса как прогресса свободы. <...> Философия Просвещения лежала в основе большинства социальных утопий, экономических доктрин, технико-технологических и социокультурных проектов XIX и ХХ вв. <...> При всем многообразии модернизационных концепций и практик прошлого им присущи общие парадигмальные установки: разум гуманистичен; нарастание господства человека над природой – основа экономического благополучия и процветания; научно-технический прогресс неодолим; на основе научно-технического прогресса нарастают не только экономические и социальные ресурсы, но однотипно (более или менее) преобразуется культура всех народов и стран; модернизационные процессы имеют общие закономерности; это – линейные процессы, хотя разные страны вступают в них в разное время и с разными ресурсами; страны «второго и третьего эшелона» модернизации так или иначе должны взять за образец те, что ушли вперед («модернизация вдогонку»); © Рахманин В. С., 2011 2011. <...> № 2 Научные доклады доминантой модернизации во всех обстоятельствах и условиях является технико-экономическое перевооружение экономики; модернизационные сдвиги в экономике – путь к демократии и государству всеобщего процветания. <...> Философия Просвещения была интеллектуальной основой не только всех циклов модернизационных практик, но и их социальной и политической легитимации <...>