Научные доклады УДК 24.00.00 РЕВОЛЮЦИЯ ОТ СОЦИАЛИЗМА ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ МЕССИАНИЗМА? <...> И. В. Чиндин Институт философии РАН Поступила в редакцию 25 февраля 2010 г. Аннотация: в статье рассматривается вопрос о духовном генезисе революционных устремлений русской интеллигенции начала ХХ века. <...> Анализируется феномен русского мессианизма и его превращений в послереволюционную эпоху. <...> Делается попытка рассмотреть мессианство как культурно-антропологический феномен, а также выявляется бинарная структура русского мессианства. <...> Мессианство имеет глубокие корни в русской истории. <...> Русский человек и тогда, как теперь, вечно бросался в крайности, творил рядом преступления и духовные подвиги. <...> С этого момента в русской истории можно обнаружить рождение хилиастических интуиций, направленных на реабилитацию Правды Божьей на земле. <...> Серия: Философия и послания старца Филофея – у русской царской власти зарождаются мессианские интуиции, а у русской Церкви появляются представления о Вселенской истинности русского православия. <...> Народные хилиастические интуиции, несмотря на воцарившуюся после Петра Первого Кривду, сдерживались кенозисом царя – представлениями народа о царе как о правителе, страждущем за свой народ, любящем его и несущем ответ за народ перед Богом. <...> Хилиастические чаяния народа потеряли старую форму и им стала актуально необходима новая. <...> И вот «царская кенотическая харизма трансформируется в мессианский миф о пролетариате» [4, с, 50]. <...> <…> Идея теургии и преображения земного образует важный элемент русского хилиазма от самых его истоков» [4, с. <...> В этом и есть суть русского хилиазма. <...> Поскольку в послепетровский период исторического развития России официальная церковь отказывается от стремлений к преображению действительности, то эти стремления переходят, с одной стороны, в светскую духовную культуру, с другой – в глубины народной религиозности (например, сказания о граде Китеже), в сектантство. <...> В XIX столетии <...>