Серия: Философия УДК 101.1:316 УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ В. В. <...> Нурмухаметова Набережночелнинский филиал института экономики, управления и права (г. Казань) Поступила в редакцию 17 июля 2009 г. Аннотация: в статье показано значение образования в современном обществе. <...> Рассмотрены условия, позволяющие усиливать возможности образования как фактора социальной мобильности. <...> Вопрос о роли образования в обеспечении социальной мобильности че186 ловека в современном обществе и условий повышения его влияния на социальные перемещения является актуальным в социальной философии в силу двух важных причин. <...> С одной стороны, современное общество претерпевает изменения во всех своих сферах, приобретает черты, отличающие общество, построенное на знаниях. <...> Современные российские и западные исследователи сходятся во мнении, что социальная структура общества претерпевает изменения, которые в конечном итоге приведут к изменению главного статусообразующего фактора. <...> По мнению исследователей, образовательно-профессиональный показатель вскоре заменит экономический, поэтому сфера производства, распределения и потребления знаний (образование, наука) становятся важнейшими ресурсами такого общества. <...> С другой стороны, образование является одним из факторов социальной мобильности человека, обеспечивая его перемещение как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. <...> Для наиболее полного определения всех возможностей образования в обеспечении социальной мобильности человека применяется понятие «мобильностные возможности», определяемое как потенциал образования, позволяющий осуществлять перемещение человека в социальном пространстве с учетом социального времени и изменять его положение в рамках одного социального слоя или обеспечивать его перемещение из одной статусной группы в другую. <...> Мобильностный потенциал образования <...>