Научные доклады УДК 111.1: 133 ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КАТЕГОРИИ МЕНТАЛИТЕТА Н. Н. <...> Н. Э. Баумана Поступила в редакцию 17 сентября 2009 г. Аннотация: категория менталитета репрезентирует систему социально-психологических особенностей субъекта, которые детерминируют у него специфический характер восприятия мира, речи, поведения, деятельности, самоидентификации. <...> К компонентам менталитета относятся и специфические качества личности или их своеобразные сочетания, и оригинальное содержание духовного мира. <...> Поскольку понятие менталитета является однопорядковым с философскими категориями сознания, бессознательного и личности, оно обладает статусом философской категории, включающей эпистемологический, социально-философский, культурологический и антропологический аспекты. <...> Категория менталитета позволяет исследовать специфику активности различных субъектов, раскрывать новые аспекты социокультурной динамики, в чем состоят новые эпистемологические возможности этой категории. <...> По словам составителя известного сборника по истории менталитета Е. М. Михиной, при изучении менталитета «наиболее «вопиющая» проблема отсутствие единства по поводу того, что же © Губанов Н. Н., 2009 71 Н. Н. Губанов. <...> С. В. Лурье, характеризуя возникшие в общественной науке в постперестроечное время новые понятия, даже отметила, что «самым загадочным из вновь возникших слов было слово «менталитет», получившее широчайшее распространение» [2, c. <...> В связи с указанным исследуемая в статье проблема включает в себя анализ двух аспектов эпистемологического статуса категории менталитета: 1) репрезентацией сущности и содержания какой реальности служит категория менталитета? <...> 2) какие новые эпистемологические возможности открывает понятие менталитета по сравнению с традиционными категориями, характеризующими духовную жизнь общества? <...> Дюркгейма, в журнале которого «L,Annee sociologique» с 1896 г. была создана рубрика «Групповая ментальность <...>