И. А. Стернин О ЛИНГВОКОГНИТИВНОМ ПОДХОДЕ К ЯЗЫКУ (вступительное слово к дискуссии) Лингвокогнитивный подход к языку исходит из следующих теоретических положений. <...> Мышление человека невербально, оно осуществляется на универсальном предметном коде (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. Н. Горелов), имеющем образно-схемный характер. <...> Единица мышления концепт дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету. <...> ) Концепт существует в сознании автономно от его словесного обозначения, хотя наличие слова свидетельствует о наличии стоящего за ним концепта как мыслительной единицы. <...> Отсутствие лексической единицы (внутриязыковая или межъязыковая лакуна) не означает отсутствия в сознании народа соответствующе201 Дискуссия по проблемам когнитивной науки Вестник ВГУ. <...> Серия: Философия го концепта, за исключением случаев мотивированных межъязыковых лакун, обусловленных отсутствием у народа конкретных предметов или явлений (типа балалайка, борщ, форточка у англичан). <...> Лексическая объективация по отношению к тому или иному концепту вещь вовсе не обязательная. <...> Наличие или отсутствие концепта прямо не связано с наличием или отсутствием в языке номинирующих его единиц, так как концепты возникают как результат отражения действительности сознанием и зависят поэтому от действительности, а не от языка. <...> В системе языка номинируется вс¸ то, что является или становится в обществе предметом обсуждения, но вовсе не вс¸ то, что становится предметом мышления. <...> Таким образом, наличие концепта как единицы <...>