Региональная экономика: теория и практика ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print) РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ* Даниил Петрович ФРОЛОВ доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация ecodev@mail.ru История статьи: Принята 31.05.2016 Принята в доработанном виде 13.06.2016 Одобрена 16.06.2016 УДК 338.49 JEL: B52, I28 Ключевые слова: конвергенция, имитация, стандартизация, гипербюрократизация, Болонский процесс Аннотация Предмет. <...> Методологической основой исследования является дескриптивный, эволюционный и каузальный институциональный анализ, а также метод включенного наблюдения за институциональными изменениями. <...> Структура статьи базируется на сопоставлении основных целевых направлений политики образовательных реформ и связанных с ними комплексных институциональных эффектов. <...> Выявлены три основных вида неформальных институциональных эффектов, связанных с реформами российского университетского образования: имитация трансплантированных институтов вместо конвергенции с европейской институциональной моделью, гипербюрократизация вместо стандартизации образовательных процессов, доминирование количественной оценки (квантификация) институциональных изменений вместо качественной модернизации и оптимизации системы высшего образования. <...> Аргументировано, что институциональные проблемы российского высшего образования связаны не столько с «провалами государства» в области выработки эффективной политики регулирования, сколько с их сочетанием с «провалами университетов», десятилетиями осуществлявших пассивно-адаптационные стратегии и имплицитно отказавшихся от статуса акторов гражданского общества. <...> Нарушение логики институционального проектирования в ходе реформы высшего образования привело к многочисленным трансплантационным и имитационным дисфункциям <...>