МАШИНОСТРОЕНИЕ УДК 621.896 + 06 ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ОПТИМИЗАЦИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ СИСТЕМ 2014 г. В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, А.М. Ананко, Э.Э. Фейзов Шаповалов Владимир Владимирович – д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения. <...> E-mail: tmt@rgups.ru Озябкин Андрей Львович – канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения. <...> E-mail: ozyabkin@mail.ru Ананко Анатолий Михайлович – ассистент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения. <...> E-mail: nypotilitailla@yandex.ru Фейзов Эмин Эльдарович – аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения. <...> E-mail: eminf@yandex.ru Shapovalov Vladimir Vladimirovich – Doctor of Technical Sciences, professor, head of department «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University. <...> E-mail: tmt@rgups.ru Ozyabkin Andrey Lvovich – Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University. <...> E-mail: ozyabkin@mail.ru Ananko Anatoly Michaylovich – assistant, department «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University. <...> E-mail: nypotilitailla@yandex.ru Feyzov Emin Eldarovich – post-graduate student, department «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University. <...> E-mail: eminf@yandex.ru Рассмотрены вопросы повышения требований безопасности движения и надёжности элементов механических подсистем железнодорожного подвижного состава. <...> Показано, что в процессе трения элементов колеса и рельса формируются нелинейные связи, зависящие от большого числа нелинейновзаимосвязанных факторов, динамических параметров механических подсистем, условий окружающей среды. <...> Для исследования и динамического мониторинга мобильных фрикционных систем используются методы трибоспектральной идентификации и физико-математического моделирования. <...> Показано, что использование системы интегральных оценок амплитудо-фазочастотных характеристик позволяет идентифицировать и прогнозировать состояние <...>