Акаткин Воронежский государственный университет Воронежский университет учебное заведение во многом особое. <...> И главная особенность выражается прежде всего в его творческой, культуронесущей миссии. <...> Само открытие университета сопрягалось с его духовноподъемной, преобразующей ролью в регионе. <...> Совет Юрьевского университета, избирая Воронеж местом будущей дислокации, стремился «сохранить для России Юрьевский университет как очаг высшего просвещения», что совпадало с замыслами местных властей, которые видели в этом «возможность культурного влияния на население». <...> Правительственный комиссар, поддерживая передислокацию, прямо характеризовал университет как «истинный рассадник культуры и знаний». <...> Надо сказать, Воронежский университет гордо пронес знамя культуры и знания через неровное, а местами минное поле нашей 90-летней истории. <...> Разумеется, приоритет всегда отдавался знаниям (преимущественно естественно-математическим), особенно в первые годы деятельности, когда в аудитории приходили абитуриенты от сохи и станка, порой без документов, с начальной грамотностью и общей малообразованностью. <...> Однако университет каким-то волшебным образом переплавлял необученную массу, и этой волшебной силой была неуемная жажда познаний и культурного роста. <...> Студенты сами приходили в дирекцию университета с просьбами избавить их от политической сухомятки, придать учебному процессу широкое культурное дыхание, приобщить их к сокровищам мировой культуры. <...> Факел знания, культуры и творчества, зажженный университетом, стал освещать все его окрестности. <...> «За двадцать с небольшим предвоенных лет, пишет Л. Е. Кройчик, он превратился в крупнейший вуз Центрального Черноземья, изменив, возможно, не столько внешний облик города, сколько его внутреннее состояние, став средоточием высокой духовности, нового типа мышления, в котором широта общекультурных интересов сопрягалась с активной созидательной деятельностью <...>