УДК 621.874+06 ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРОТЕКАЮЩИХ В МОБИЛЬНЫХ ТРИБОСИСТЕМАХ 2012 г. И.В. Колесников, П.В. Харламов Ростовский государственный университет путей сообщения Rostov State Transport University Рассмотрены вопросы повышения требований безопасности движения и надёжности элементов фрикционных механических подсистем методами физико-математического моделирования и трибоспектральной идентификации динамических процессов. <...> Показано, что использование системы интегральных оценок амплитудо-фазочастотных характеристик позволяет идентифицировать состояние фрикционного контакта и выполнять прогноз динамического поведения всей трибосистемы и отдельно взятого фрикционного контакта. <...> Ключевые слова: физико-математическое моделирование; трибоспектральная идентификация; комплексный коэффициент передачи; амплитудо-фазочастотная характеристика; интегральные оценки диссипации и степени диссипации трибосистемы. <...> На сегодня невозможно представить методику оптимизации, которая бы единым образом отображала решения, приемлемые для фрикционных муфт, тормозов, контакта колеса с рельсом и других фрикционных подсистем, являющихся составными частями единой фрикционной механической системы. <...> На базе фундаментальных исследований в области трибологии, динамики, физики твердого тела были разработаны теоретические основы создания физико-математических моделей фрикционных систем, их амплитуднофазочастотный анализ, а также на его базе синтез оптимальных систем с узлами трения. <...> Данные методики учитывают и используют для решения оптимизационных задач нелинейную взаимосвязь динамических процессов, протекающих в механической подсистеме и на фрикционном контакте, при обеспечении адекватности процессов трения и изнашивания, происходящих на натурном и модельном фрикционном контакте. <...> Для обеспечения возможности адаптации такой системы к различным 98 дорожным условиям необходимо <...>