ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ УДК 338.242 ЭВОЛЮЦИЯ САМООЦЕНКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА © 2004 О. С. Щукин Воронежский государственный университет Оценка менеджмента организации зависит от различных точек зрения, определяемых целями и задачами. <...> Самооценка подразумевает анализ способности организации решать основные задачи и достигать своих целей, выявляет слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации [1, с. <...> Эволюция самооценки напрямую связана со становлением гуманистического менеджмента, основанного на принципах всеобщего менеджмента качества и методологии делового совершенства. <...> Самооценка эволюционировала из оценки и контроля, широко используемых в менеджменте организации. <...> Развитие шло от наказания к поддержке творчества и новаторства, начиналось с фиксации проблем и ошибок в системе и у работников, а закончилось поиском путей совершенствования. <...> Правила и стандарты не могут, однако, включить все многообразие целей различных организаций, отстают от требований сегодняшнего дня. <...> Только в одном стандарте включено требование непрерывного совершенствования менеджмента организации ИСО серии 9000 [2]. <...> Проверке в ходе определения эффективности и аудита подвергаются хорошо отлаженные области деятельности организации, определения обычно касаются ощутимых характеристик, которые можно измерять или оценить с достаточной объективностью. <...> При этом методы определения эффективности носят либо общий характер, когда это государственная или отраслевая разработка, или индивидуальный, когда каждая организация самостоятельно определяет эффективность 138 по своей методике, что исключает сравнение с конкурентами и проведение бенчмаркинга. <...> Развитие самооценки во всем мире объясняется тем, что самооценка и самодиагностика охватывают всю деятельность организации и вовлекают всех работников в этот процесс. <...> При этом использование региональных и национальных премий <...>