ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УДК 338:37 О МОДЕЛЯХ ПРОИЗВОДСТВА ЗНАНИЙ © 2004 М. З. Берколайко, И. Б. Руссман Воронежский государственный университет 1. <...> Введение Наступление эпохи экономики знаний осознается практически всеми. <...> При этом активно обсуждаются как самые общие проблемы, например специфика спроса, предложения, стоимости и т.п. <...> [1, 2], так и совсем частные аспекты наукометрии [3] <...> Понятно, что если мы говорим о производстве знаний именно как о производстве, т.е. о переработке некоторых первичных ресурсов в конечный продукт, то при этом целесообразно использовать обычные понятия капитала, труда, производственной функции и т.п., но одновременно необходимо и выявлять их специфику. <...> Две характерных особенности производства знаний в сравнении с производством вещей, услуг, энергии и информации состоят, на наш взгляд, в следующем: знания это продукт переработки некоторых ресурсов, имеющий самостоятельное значение, и, вместе с тем, возможная основа для создания новых производств, то есть производство знаний можно условно назвать «производством производств». <...> Эта двойственность, в частности, отражает разницу между теоретическим и прикладным знанием, которая, что характерно для эпохи экономики знаний, стремительно нивелируется; все другие продукты, являющиеся результатом перечисленных выше производств, характеризуются как качеством, так и количеством, а знание, если отвлечься от количества страниц или знаков, с помощью которых оно изложено, определяется лишь качеством. <...> Таким образом, описывая производство знаний, мы должны оперировать понятиями, отражающими соотношения между качеством и количеством используемых ресурсов и качеством планируемого результата. <...> Говоря о производстве знаний как о «производстве производств», мы имеем в виду не выпуск полуфабрикатов (подобно цепочке «блок цилиндров → двигатель → автомобиль → транспортные услуги → »), а тот факт, что зачастую новые знания <...>