2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ Г. М. <...> Анохина Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования В статье раскрывается гуманитарный подход к организации образовательного процесса в средней школе при обучении естественнонаучным дисциплинам, реализующий субъектность ученика, его природные потребности в общении, самостоятельном познании мира. <...> Описана разработанная технология обучения, представляющая собой синтез содержательных и процессуальных компонентов, обеспечивающих создание ситуаций развития личности путем включения опыта жизнедеятельности учащихся в предметное научное содержание, реализации ученика как субъекта познания в индивидуальной личностно значимой деятельности и в межличностном взаимодействии на учебном занятии. <...> Ситуационно-поисковый механизм обучения создает условия для развития и саморазвития личности ученика. <...> Главным направлением обновления современного образования являются идеи гуманитаризации и личностной ориентации: субъектность и самостоятельность, самоактуализация личностного потенциала ученика в учебном процессе, представляющем смысл и ценность для него. <...> Образованность, образовательная компетентность как личностное новообразование становится главной целью школы [13]. <...> Образованность нельзя понимать в отрыве от развития личности в целом интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной сфер, развития личностных качеств, востребованных обществом: самостоятельности, ответственности, креативности, критичности, позволяющих свободно определять и вырабатывать собственную позицию. <...> С. Л. Рубинштейн писал, что психологические функции не имеют самостоятельной линии развития, их развитие зависит от общего развития личности, личности как индивидуальности, установки личности; они не остаются <...>